support@matomba.ru
Свежее SEOSMMБизнесДизайнИнвестицииРекламаСтартапыТехнологииЮриспруденция

Как изучение природы страха совершенствует дизайн

Tim02.06.2023 в 16:353 мин. 57 сек.1032
Как изучение природы страха совершенствует дизайн

Фильмы, книги и игры ужасов часто считают низким жанром. Но при этом не забывают отметить важную функцию этого пласта культуры в отражении и исследованиях новых или интерпретацию архетипических, "древних" страхов. Культура через такой "низкий жанр" позволяет адаптировать, словно ощупывая новое в поисках угрозы со всех сторон, или рассматривая в тёмном фильтре.

Изучение страшного и тревожного связано с созданием удобных и безопасных сред, продуктов, услуг. Или наоборот, если того требует идея продукта. Давайте посмотрим на примеры, чтобы понять, как люди приспосабливают и нейтрализуют страшное.

Лифты и клаустрофобия

Вы не задумывались никогда почему у лифтов именно такой облик? Почему они оборудованы зеркалами, их хорошо освещают, либо делают стенки прозрачными? Ну и почему по-особому подходят к звуковому сопровождению?

Один из способов расширить пространство - добавить зеркальную поверхность, которая будто бы увеличивает объём. Другой способ - сделать лифт частично прозрачным, чтобы человек не чувствовал себя зажатым в маленьком помещении. Ещё один способ сделать лифт визуально шире - дать хорошую подсветку, чтобы темнота не скрадывала объём окружения. Все это чаще всего дополняет спокойная музыка (лаундж или классика), а шумоподавление маскирует звуки снаружи.

.

Почему так много заботы об этом? Лифт - это необходимость в некоторых зданиях. По приблизительным подсчётам урбанистов, почти треть населения в городе попадает в категорию маломобильных (не только старики, но люди с пакетами, мамы с колясками - и так далее). И так как выше пяти этажей подниматься трудно, то в дома встраивают лифты. Чтобы опыт использования был лучше, их приходится делать более удобными для тех, кто чувствует малейший дискомфорт от небольших пространств.

Лифтам как явлению уже не один десяток лет, поэтому дизайнеры и психологи сильно поработали над восприятием этого инженерного приспособления.Теперь посмотрим на то, как выглядит адаптация нового страха, который проявился особенно ярко в эпоху социальных сетей.

Как мы справляемся с новыми страхами

Современные страхи создаются научно-техническим прогрессом. Даже развитие систем безопасности только подстегивает паранойю - если технологии умеют подделывать фотографии, голоса, видео, то как можно вообще чему-либо верить? Нейросети, скорее всего, создадут фейкофобию (или у этого будет другое название) - когда человек не сможет доверять огромному объему поступающей информации из-за опасения, что все это неправда, и что такое может сделать кто угодно - от недоброжелателя до шутника со сбитым моральным компасом. И вызван он будет кризисом верифицируемости. Потому что мы потеряем привычные способы верификации. Скорее всего и этот страх тоже можно преодолеть.

.

 Этот страх настолько усвоен, что некоторые психологи предлагают технику ROMO - осознания, что ты не можешь посетить все выставки и рестораны мира, а хаотичный отдых - тоже хороший способ провести время (JOMO). 

Как активный пользователь социальных сетей, вы с высокой долей вероятности сталкивались с этим чувством - страхом упустить что-то интересное и важное. Это и называется английской аббревиатурой FOMO (Fear of Missing Out).

Почему же я так оптимистичен? Как активный пользователь социальных сетей, вы наверняка сталкивались с этим чувством - страхом упустить что-то интересное и важное. Это и называется английской аббревиатурой FOMO (Fear of Missing Out).

Тревожность от наблюдения за успехами других людей стала проблемой, которую осветила массовая культура. Психологи, изучив эту проблему, придумали несколько вариантов, как справиться с FOMO, а затем это знание восприняли сами соцсети. Оказалось, что люди предпочитают делиться своими счастливыми моментами, а не всеми аспектами своей жизни, включая горе, страхи, скуку и неприятности. Поэтому социальные сети на фоне понимания тревожности, в том числе, ввели возможность скрывать истории и публикации других людей в новостной ленте. Так удержали большое количество пользователей, которых расстраивает идеализированный контент.

Дизайн роботов и зловещая долина.

Дизайн позволяет адаптировать новое, чтобы оно выглядело дружелюбнее. Тема искусственного интеллекта подталкивает вопрос о нарастании автоматизации. И роботы - одно из проявлений автоматизации.

Как должен выглядеть робот? Должен ли он быть похожим на человека? Дизайн робота может охватывать внешний вид, форму, материалы, текстуру и другие аспекты схожести с человеком. Устройство может быть приближенным к человеку или быть более абстрактным, не похожим на него.

.

Дизайн мимики у робота Ameca

Но при стремлении к созданию очень реалистичных человекоподобных механизмов есть риск попасть в "зловещую долину" (uncanny valley). Термин был создан еще в 1970-х годах, когда японский инженер Масахиро Мори задался вопросом, насколько схожесть с человеком допустима у роботов. При исследовании выяснилось, что до определенной степени сближения гуманоидоподобный механизм выглядит дружелюбно, но при уменьшении дистанции от "нечеловеческого" к "человеческому" есть некий момент, когда появляется ощущение неприятности, когда объект выглядит почти человекоподобным, но все же вызывает чувство несоответствия. Что выливается в страх или тревогу

Избегание "зловещей долины" в дизайне роботов может быть сложной задачей. Дизайн робота должен быть сбалансирован между реалистичностью и приемлемой абстракцией. И тут без инклюзивной фокус-группы не обойтись.

Ваши новые продукты спасет эмпатия.

Привлечение людей с разным психическим опытом в качестве фокус-групп — это не только означает рост инклюзивности, но и позволяет обогащать дизайн, чтобы создавать более адаптивные решения. Учет разных опытов гарантирует правильную трансформацию нового в приемлемое.

Поэтому только используя эмпатический подход, компании могут создать товары, улучшающие жизнь людей.

Лого matomba.info
Новые публикации
Задать вопрос