Такой вопрос тревожит многих, кто решает однажды зарабатывать подобным способом в интернете. Спойлер: однозначного ответа "да-нет" в конце не будет. Это не рассуждения прожжёного копирайтера с выводом в конце. Я решила собрать понятный список условий и компетенций, которые нужны для работы с текстом. Да, учиться придётся. Вопрос: где и у кого?
Меня зовут Аня, у меня есть диплом журналиста и филолога — оба желанные. Уже почти десять лет я занимаюсь текстами и работаю пиарщиком. Из своего опыта и наблюдений могу сказать, что хороший текстовик...
Растёт с хорошим наставником
Можно ли научиться писать тексты без диплома? Конечно, можно. Как правило это уже умеет школьник, сдающий творческий конкурс при поступлении. А понимать разницу между информационным и продающим текстом? Это тоже несложно. Действительно, без чего практически невозможно состояться в профессии — наставник рядом. Вам нужна оценка ваших способностей, как ни крути. Нужен человек, который пройдётся красной ручкой по вашей работе, замечая огрехи и сильные стороны. Каждый автор грешит чем-то особенным, что заблаговременно сложно включить в учебную программу. Обычно там только свод самых распространённых грубых ошибок. Это одна из причин, по которой у вас возникает потребность купить курс в онлайн-школе. Особенно, если пошли во фриланс самоучкой, читая лишь «Пиши, сокращай». Вы хотите, чтобы кто-то ответил на вопрос: «А что я делаю не так?» Таким человеком может стать преподаватель университета, онлайн-курса или редактор, который взял вас под своё крылышко.
Разбирается в разных темах
Хороший автор — это никогда не функция с набором стилистических навыков. Он во многом разбирается, ему есть что рассказать миру. Есть вещи, в которых он шарит железобетонно. Механик без воды и сложных терминов рассказывает о машинах, филолог пишет отличные рецензии на новинки кино, психолог знает, как пережить расставание с любимым. Любой, кто получил профильное образование всегда имеет в кармане темы, с которыми может работать лучше любого наборщика текста. Владение темой экономит время и писателя, и заказчика, и даже читателя — нет лишних вводных (от этого водных) структур и ненужных уточнений. Авторы этим увлекаются когда пишут о том, что сами только узнали. Грустно, когда гуманитарий хватает заказ о работе строительных испытательных лабораторий и плачет. Потому что считает себя бездарностью. Потому что тема не вдохновляет. И, кажется, в дедлайны он тоже не укладывается.
Не всегда это может быть именно образование. Важно определить набор тем, в которых вы спец. Даже хобби, изученное вдоль и поперёк, подойдёт. А из этого уже вытекает следующий пункт ...
Умеет учиться и анализировать
Разумеется, работая только на двух темах, автор будет сильно недоедать. Поэтому их спектр придётся расширять в процессе. Здесь важно быстро находить нужную информацию из достоверных источников, прогонять через своё восприятие, сформировать мысль через свою подачу и выдать готовый текст. Этот навык обычно приобретают все, кто хоть раз в жизни писал курсовую. Классическое образование создаёт учёных. Те вообще все факты перепроверяют и используют разные источники информации. Согласитесь, много общего с авторами текстов. Учиться, как оказалось, это тоже навык. И вполне тренируемый. В изменчивом мире уже мало научиться делать что-то один раз. Придётся постоянно проверять актуальность своих знаний и осваивать новые инструменты.
Вообще-то, знает теорию
Превалирование практики над теорией уже доказало свою суперсилу. Опыт и набитые шишки, конечно, самые доходчивые учителя. Однако теория остаётся уж сильно недооценённой. Посудите сами, зачем делать глупые ошибки, когда можно сразу работать правильно? Не проще ли получить в руки инструмент, а потом практикой освоить владение им в совершенстве? Всё-таки, учиться и что-то почитывать по ремеслу придётся. А что можно смело изучать без рисков научиться делать плохо подскажет как раз наставник из пункта 1. Потому что тех, кто думает, что знает много. Они обычно советуют "писать интересно, так, чтобы нравилось вашей аудитории". А вот тех, кто даёт рабочие инструменты, показывает успешные кейсы и протягивает ключи от сердца читателя - единицы.
Ещё один неоспоримый плюс теоретической базы — вы знаете, что делаете и зачем. Мир изменчив. Информация меняет форматы, чтобы попасть читателю в руки и быть понятой. Тексты становятся короче, звучат в аудиоформате или уходят в речь блогера на пятисекундном видео. К этому нужно адаптироваться, учиться и переучиваться (см. пункт 3). Однако если это всё наложиться на то, что вы помните свою миссию. Когда вы знаете, что поддерживаете имидж компании - вы и в новых форматах находите, как подчеркнуть вашу экспертность. То же, если ваша задача продавать. При желании можно научиться и снимать, и монтировать, и делать простенький дизайн. Либо уметь находить таких людей и оценивать уровень их компетентности. Тогда вы подчиняете любые технологии своим неизменным задачам.
Как видите, по всем этим пунктам вышка всё ещё может помочь. Однако, получить все необходимые навыки реально и в других местах. Не всегда это будет бесплатно. Все перечисленное выше — возможность уберечь себя от ошибки выжившего «Билл Гейтс университет бросил, значит я тоже так могу». Тут важно, из какой точки вы делаете выбор. Если вы хотите сменить нынешнюю профессию, то курса и проф.литературы вам должно хватить. Но если вы абитуриент, то учёба на журфаке не сделает вас хуже. Вам дадут теорию всей работы с текстами, познакомят с мастодонтами ремесла и отправят на практику в СМИ. Можете вообще поступить на любую специальность, а коммуникативный скилл прокачивать параллельно. Возможно, вы будете вести блог с археологических раскопок так, как никто другой. Помните ещё вот что: если решите устраиваться официально, то диплом с вас могут спросить. Это тоже далеко не везде, но на моей нынешней работе — это было одним из условий.